Главная » 2012 » Июль » 11 » Анастасия банникова о рекламе на радио, как стать радиоведущим и открыть свой прибыльный радиобизнес…
23:09

Анастасия банникова о рекламе на радио, как стать радиоведущим и открыть свой прибыльный радиобизнес…





Илья Ильф еще в 30-ые годы говорил: «В фантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет.»

Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что и радио есть, и счастье – тоже не дефицит… Как реклама, спрос, предложение – и все подноготные рыночной экономики.

Пробовали ли вы рекламу на радио? Оценили ли ее относительную дешевизну, избирательность аудитории и что еще… Мы решили не гадать, а пообщаться с экспертом в сфере радиобизнеса, радиоведущей со стажем и опытом Анастасией Банниковой…

Интервью проходило в одной малоизвестной, но очень приятной и уютной кофейне Донецка «Кофе VIP»… Когда находишься в этом заведении – мечтаешь примерно о таком же, только уже собственном гостеприимном месте, куда смогут приходить твои друзья, близкие, бизнес-партнеры…

Г.Л.: Добрый день, Настя. Очень приятно познакомиться с тобой, расскажи нам о себе? Как ты попала в этот увлекательный мир радиобизнеса?

Б.А.: Добрый день. Мне тоже очень приятно. В моей жизни было много переездов и, как следствие, много ярких впечатлений. Родилась я в Украине, но уже спустя три месяца я восторженно смотрела на белоснежное величие Заполярья. Отправилась я туда, конечно, не самостоятельно, а с родителями, которые владеют редкой и особой профессией – гидрометеорология. Поэтому детство мое прошло за Полярным кругом. В атмосфере любви, заботы и государственного снабжения. Это время очень сильно повлияло на закалку моего сильного, нордического, характера. Потом снова были переезды, смена городов и континентов, взросление, знакомства, эмоции… Спустя годы я приехала в Украину. Но, наверное, природная тяга к чему-то новому заставила меня снова сорваться с места и уехать в Москву. Москва – это город, которому принадлежит мое сердце. Город, который выжимает из тебя максимум, но и дает отдохнуть, перелистывая страницы своей богатой истории, литературы, музыки, театра…В Москве у меня много приятелей. Это журналисты, певцы, актеры – люди с тонкой душевной конструкцией и с огромным духовным богатством. Я рада, что в моем окружении именно такие люди. Иначе и быть не могло. Когда встал вопрос о выборе профессии, у меня не было сомнений, что я, так или иначе, свяжу свою жизнь с творчеством, неважно, в какой именно форме. С одной стороны, мое альтер эго, восхищенное классической литературой и кинематографом, стремилось к театральным подмосткам, с другой, объективная оценка реальности, подвигала к журналистике. Был и театр, и занятия в московском гитарном колледже, но выиграла «вторая древнейшая» – журналистика. Выбор был сделан, но мое становление, как масс-медийного человека началось еще до поступления в ВУЗ. Я училась в 11-ом классе, когда в моей жизни появилось радио. Утром школа, вечером эфир. На глупости времени не хватало. Я понимала, что от сказанного мной в эфире зависит настроение миллионов людей. И я всегда радуюсь, что от сказанной мной удачной шутки, сегодня кто-нибудь улыбнулся и никого не застрелил…

Г.Л.: Что из себя представляет радиобизнес в Донецке? Вообще радио, как СМИ – это выгодный бизнес по твоему мнению?

Б.А.: Сейчас сложно сказать – есть ли вообще этот бизнес в Донецке. В свое время радиовещание в Украине пережило кризис, который очень сказался на жизни региональных станций. Из эфира пропали компании, которые успешно работали многие годы, но ввиду новых требований и законопроектов, принятых Национальным советом по телерадиовещанию, жизнь этих радиостанций, в прямом смысле слова, оборвалась. Сейчас донецкие радиостанции, которые имеют автономное вещание, свой эфир, все равно больше напоминают филиал киевских офисов. К сожалению, вся работа станций свелась к элементарному – получению дохода, но никак не к развитию, как таковому. И это проблема в масштабах страны, не только нашего региона. Руководители медиа-холдингов забывают о том, что успеху радио способствует не яркий индивид, который ломает стереотипы, а наоборот, именно воплощенный стереотип, гармоничный носитель сути радио. А суть радио в том, что – оно личность, в отличие от других СМИ. Хорошо «сделанное» радио, по мнению слушателя, – это личность с определенными качествами, которые легко охарактеризовать. Это достигается продуманным форматом и постоянным развитием эфира. Сейчас я не вижу в Донецке такого примера. Такое положение вещей может дать ответ и на выгодность радиобизнеса. Если ты не даешь развития своему предприятию, не делаешь новых проектов, не сотрудничаешь с другими СМИ и прочими организациями – ты становишься неинтересным, а значит невостребованным.

Г.Л.: Какие особенности подачи рекламы на радиостанциях? Если сравнить в плане эффективности рекламы с другими СМИ, чтобы ты отметила? Что касается стоимости эфирного времени…от и до?

Б.А.: Как таковых особенностей, пожалуй, нет. Есть нормативы, которые соблюдаются в соответствии закону о рекламе. Реклама на радио – это такое же инструмент, одна из неотъемлемых, как и в других СМИ, частей работы. Что касается эффективности, то сразу отмечу, что у радио есть одно очень весомое преимущество перед другими СМИ – это вездесущность. Мы можем слушать радио везде – в транспорте, в портативном плеере, на работе, где угодно. Нам не нужно делать дополнительные манипуляции, чтобы получить информацию из радиоэфира. Это важно. Второй момент эффективности – это взаимопонимание между рекламодателем и продакшн-студией. У рекламы на радио нет картинки. Есть только звук. Поэтому при изготовлении рекламного ролика очень важно поймать настроение, построить сюжет таким образом, чтобы у слушателя включилось воображение и фантазия. Когда человек начинает «видеть» то, что только что услышал – это повышает процент того, что реклама сработала. Бывает такая реклама, которую готов слушать только ради голоса диктора. Это тоже успех! И это показатель адекватности звукорежиссера.

Относительно стоимости рекламной кампании на радио, то это вопрос индивидуальный, можно сказать, интимный. Я не могу ответить за всех и назвать конкретные цифры. Но потенциальный рекламодатель должен быть знаком с такими понятием, как прайм-тайм и понимать особенности утреннего или, например, вечернего эфира. В свою очередь, радиостанциям не нужно забывать, что цена на размещение рекламных спотов в эфире, должна напрямую зависеть от качества этого эфира. Ни один из рекламодателей не захочет размещать информацию о своей компании или продукте в скучном, «неживом» эфире. Чтобы выгодно продать эфирное время, в первую очередь, нужно этот эфир «вырастить». Инвестор должен понимать – за что и куда он отдает свои деньги. Элементарное сравнение – вы же, когда приходите в магазин не сразу отдаете деньги? Вы же сначала рассматриваете товар, пробуете его, консультируетесь, а только потом уже идет оплата. Так и здесь. Покажите свои сильные стороны, заботьтесь о своем рейтинге, проявите фантазию, и тогда доходы радиостанции, несомненно, будут расти. А если вас не хотят «купить», то значит, вы выглядите дешево.

Г.Л.: Профессионализм каких радиоведущих тебя восхищает? Чем именно?

Б.А.: Этот вопрос мне задают часто и мне всегда приятно на него отвечать. Скажу сразу, что кумиров в радиовещании у меня не было. Были и остаются люди, на которых хочется равняться, к которым прислушиваешься, потому что они действительно интересные.

Когда коммерческое радиовещание начало свое триумфальное шествие по постсоветскому пространству и в наших приемниках появилась «Европа Плюс», тогда я впервые влюбилась! Первой моей радио-любовью стал Антон Комолов. Я и сейчас всегда слушаю его эфиры. И очень горжусь, тем, что в свое время работала с ним под одним брендом. Потом я стала прислушиваться к эфирам Бачинского, Стиллавина и Трахтенберга. Мне кажется, мы одинаково смотрим на жизнь. Пусть из разных городов, с позиции разного возраста, но одинаково. Наверно, в таких случаях людей и называют единомышленниками. Гибель Бачинского и Трахтенберга я очень тяжело переживала… Такие профессионалы – редкость. Мне всегда нравилось умение своих коллег балансировать на грани фола. Сейчас, называть вещи своими именами решится не каждый. Они могли. Профессионализм, жизнелюбие, природная любознательность, открытость, интеллигентность, – мне этого достаточно, чтобы влюбиться в человека…

Г.Л.: В какой стране радиобизнес развит лучше всего? Почему? Смогли бы мы в Донецке этот опыт перенять, что для этого нужно?

Б.А.: В свое время я участвовала в научных конференциях по телерадиовещанию и электронным СМИ и могу сказать, что данный вопрос волновал очень многих. Сожалею об одном – наибольший интерес проявляли люди, которые только хотят связать свою жизнь с радио, но никак не те, кто уже в теме. История развития радиовещания очень богатая и интересная. Та модель коммерческого радиовещания, которую мы наблюдаем сейчас, пришла к нам из США. Именно в Америке радиоиндустрия получила экономическую основу. Радио действительно стало бизнесом. И в свое время отечественное радиовещание переняло многолетний колоссальный опыт западных СМИ. Мы даже как-то умудрились донести до сознания наших слушателей все моменты, которые, казалось бы, неприемлемы для нашего менталитета. Вспомните – «Говорит Москва. Передаем сигналы точного времени». С этими словами просыпались и ложились спать миллионы людей. Сегодня достаточно нажать кнопку, чтобы услышать такое … о чем еще 20 лет назад говорили, разве, что на кухне и то шепотом. И все благодаря появлению коммерческого радио. Что касается донецкого эфира, то мне кажется, что у нас все самое лучшее уже отзвучало. Вряд ли уже вернется то время, когда эфир был действительно эффектным и эффективным. Пропало жанровое разнообразие программ, пропала индивидуальность и исключительность каждой станции. Сейчас в каждом эфире одно и то же, с разницей в три минуты… Знающие люди могут мне поставить на вид, что дескать и американское и европейское радиовещание тоже претерпело немало трансформаций, но, друзья мои, превращение радио в нишевое СМИ, действующее прежде всего на рынке местной рекламы, это не может быть поводом для отказа от прежней формы работы. Нужно искать новые концепции программной политики. За последнее время для всех радиостанций характерно сокращение времени разговорных программ и массовое использование музыки. . На мой взгляд это не выход. Для того, чтобы поднять влияние радио, эфир нужно заполнять программами с ярковыраженным фокусом на резонансных событиях, вернуть разговорные шоу, укреплять свою местную региональную идентичность… Тогда нам не нужно будет оглядываться и, тихо так, завидовать, рейтингу киевских или московских станций.

Г.Л.: Как ты считаешь, чтобы открыть собственную радиостанцию, вообще войти в этот бизнес… Что для этого нужно? С чего все начинается?

Б.А.: Все начинается с вопроса – зачем? Да, это престижно, интересно, но не прибыльно… Если вы не политический деятель и не представитель бизнес-элиты, и если вы не гонитесь за формированием положительного общественного мнения о себе, а просто гонитесь за модой, то в радиобизнесе вы будете лузером. Для таких людей есть выход – откройте себе радио в интернете или подкаст-терминал и вещайте. Радио нужно любить, его нужно понимать и чувствовать, им нужно болеть. Если вы «больной», то в первую очередь почитайте закон Украины о «средствах массовой информации», подайте регистрационную форму, получите лицензию на вещание, соберите соответствующие документы для подачи в министерство, в конце-концов, получите заветное свидетельство, где филигранно будет написано, что вы – счастливый владелец радиочастоты. А потом у вас будет год для того, чтобы начать работать и приступить к «производству продукции средства массовой информации». Именно этого требует закон. Если в течение года вы не запустите свою станцию, то лицензия на вещание аннулируется. Существует масса нюансов – оборудование, территориальный охват вещания, согласование с местными властями… Мэру вашего города может не понравиться ваша идея, и поверьте, мэр найдет массу способов, чтобы ваша радиоактивная мечта не сбылась. Поэтому прежде чем сделать такой шаг, как открытие собственной радиостанции, хорошо подумайте – сможете ли вы создать нечто, что обретет популярность, что будет интересно, что заставит аудиторию настраиваться только на вашу частоту. Сможете ли вы дать что-то новое? Если есть сомнения, то лучше не начинать. Увлекитесь чем-нибудь другим. Хотя, если у вас есть в свободном обороте пара миллионов, а именно столько вам понадобится для старта, то вы можете вложить их в уже существующие станции и стать соучредителем. Тоже вариант.

Г.Л.: Каких донецких радиоведущих ты знаешь лично? Общаетесь ли вы между собой? Отмечаете вместе профессиональные праздники?

Б.А.: Да, за 10 лет работы в радиоэфире, у меня появилось много коллег. Местных и далеких, эфиры которых я мониторю. Перечислять их имена, думаю, не стоит, вдруг кого-нибудь забуду. А что касается праздников, то обязательно поздравляем другу друга. Встречаемся редко – у всех своя волна.

Г.Л.: Как должен расти, развиваться радиоведущий?

Б.А.: Самый страшный враг ди-джея – однообразность. И, к сожалению, какое радио сегодня ни включи – везде однообразность. В эфире должен работать харизматичный ведущий! Радиодиджея смело можно назвать архитектором человеческого настроения. Совет, который я могу дать – найдите в себе и развивайте только сильные профессиональные качества. Доведите их до гротескного состояния и презентуйте аудитории. По такому пути иду я. Я не притворяюсь в эфире. Да, конечно у нас принято считать, что ди-джей должен быть аки клоун в эфире, создавать позитив и всегда улыбаться. Ерунда. Лучше я буду искренней и тем самым ближе к аудитории. Я не буду улыбаться наиграно. Быть харизматичным – значит быть индивидуальным, иметь свое мнение, быть уверенным в себе и не бояться обнажать душу перед миллионами слушателей.

Конечно, ведущие должны всегда следить за своей речью в эфире. Не грузите, товарищи, не грузите меня! Ди-джей не должен утяжелять свою речь причастными и деепричастными оборотами и читать тексты из Интернета – это НЕ профессионально. Читайте книги, ходите в кино, расширяйте словарный запас и еще раз подчеркиваю – будьте искренними. Вас будут гораздо больше уважать и больше доверять вам, если вы сможете давать живые эмоции. Пьете кофе в эфире – скажите об этом, пошуршите обертками от конфет, хотите чихнуть – чихните, расскажите о том, как вы вчера героически купали своего кота, расскажите, что вы влюбились… Будьте органичными, в этом и будет ваш рост.

Г.Л.: Современные школы по подготовке радиоведущих… Твое к ним отношение…

Б.А.: Насколько я знаю, курсы есть или, по крайней мере, были. Коллеги по донецкому эфиру делились опытом с желающими занять место у микрофона. Я общалась с теми, кто закончил подобные курсы, но эти люди не произвели на меня впечатления готовых специалистов. Да и вообще, я не представляю – чем тут можно научить? Работе с пультом? Этому у нас ди-джеи учат друг друга, опытные натаскивают новичков. Но базовые качества – кругозор, наблюдательность и умение свои знания и наблюдения одеть в слова – невозможно получить на таких курсах. Не тратьте время и деньги. Читайте книги.

Г.Л.: Любимые книги, писатели, фильмы… Как вообще проводишь свободное время?

Б.А.: Свободное время… Для меня это скоро станет эфемерным понятием. Оно бывает редко и его всегда мало! )) Наверное, потому что я владею необычной, «виртуальной» профессией, я никогда не отключаюсь от работы. На подсознательном уровне я всегда в эфире. Всегда стараюсь зафиксировать что-нибудь интересное, актуальное, полезное. В свободное время одинаково сильно интересуюсь новостями политики, кинематографа, культуры, чтобы потом из этого клубка вытащить нужную ниточку и донести ее до аудитории. Читаю. Могу параллельно читать несколько книг. Сейчас, например, дочитываю абсолютно полярные по отношению друг к другу книги – «Проект Россия» и «Одиночество в Сети» Вишневского. Если уж заговорили о литературе, то это чуть ли не единственное, чему я могу посвящать всё свое свободное время. У нас в семье большая библиотека. Родители позаботились. Литература 18- 20 веков по обе стороны океана – это богатство! Это бесконечность между восторгом и ужасом жизни. Читаешь и на себе ощущаешь весь огонь перехода от романтизма к реализму, от реализма к декадансу… Авторы, чьи произведения могу перечитывать по многу раз – Гюго, Теккерей, Шарль Бодлер, Булгаков… Сейчас, с легкой руки своего знакомого, хочу прочесть Коран. Правда, знакомый читал его в оригинале, но я найду качественный перевод. А почему – нет? Хочу все знать! )) Возможно, когда-нибудь и мои знания станут для кого-то полезными. Меня эта мысль греет и вдохновляет. Тем более, что я часто пишу статьи и небольшие рассказы, которые надеюсь, со временем смогут стать полноценной книгой. Но об этом говорить пока рано, впереди еще много работы… Вот так и отдыхаю. Если не читаю и не пишу, то я, либо сплю, либо посещаю какой-нибудь концерт. Благо, знакомых среди музыкантов разного уровня популярности, у меня достаточно.

Г.Л.: И все-таки, как стать радиоведущим? Что для этого нужно сделать?

Б.А.: Да, когда-то группа «Ундервуд» спела – «сегодня модно быть ди-джеем». Песню услышали и все, как один, отправились штурмовать факультеты журналистики. Но интрига в том, что – ни в одном ВУЗе не научат тому, что необходимо для того, чтобы стать современным радиоведущим. Я не могу дать какого-то определенного руководства к действию. Его не существует априори. Радио нужно любить. Знаете, за что я люблю свою работу? За то, что она выжимает последние соки, за то, что она не дает расслабляться и заставляет каждый шевелить мозгами. Профессия ведущего делает человека активным, мобильным, ответственным. Дает возможность быть популярным и манипулировать сознанием масс, общаться со звездами, и вообще, с «сильными мира сего». Дает возможность самореализоваться. Ко всему прочему, эта профессия позволяет иметь тысячи, миллионы друзей, которые ждут тебя, радуются вместе с тобой… Так вот ключевые слова во всем вышесказанном – «шевелить мозгами». Всегда на практике нужно подтверждать слова моего любимого писателя Виктора Гюго – не нужно стремиться к изысканности, нужно стремиться к совершенству! Совершенство, как известно пределов не имеет. Перфекционизм!

Ведущие это знают и делают все, чтобы сердца слушателей, снова и снова, замирали от одного только их голоса. И далее, все идет по знакомой дорожке – обмен эмоциями, чувствами, мыслями, только не по кругу, а по спирали, и исключительно вверх! Ведущий становится родным и близким именно потому, что – он в эфире не работает, а живет!

Именно это делает привлекательным радио – оно привлекает людей, которым формат станции позволяет быть самими собой, привлекает, что ди-джей не «отработал» эфир, а «прожил» его. Радио – это, прежде всего живое, животворящее слово, в котором слушателю ничего не мешает мыслить и … мечтать.

И каждый ди-джей испытывает чувство в радиоэфире, которое похоже на ощущение полета, – не свободного – чувство, которое позволяет осознать всю необходимость своей работы для миллионов слушателей и друзей, пусть даже виртуальных.

А когда в руках у ди-джея фэйдеры микшера, он понимает, что, возможно, чувствовал бы себя также потрясающе, если бы держал в руках бразды правления всем миром!

Так вот, когда человек. Который хочет попасть на радио, сумеет почувствовать все то, что чувствую сейчас я, то - «добро пожаловать»! Вы готовы.

Анастасия Банникова для авторского проекта GolovaPR 28 марта 2012 года.

Интервью проходило в кофейне «Кофе VIP», расположенной на пр. Россини, 3

Фотосъемку проводил Александр Нагаец (050) 192-73-33

Платье на Головой Лилии от международного бренда одежды Monton

Просмотров: 405 | Добавил: pubseneing | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта